Выставка «Ковчег Антона Сорокина»

12.02.2019
Выставка «Ковчег Антона Сорокина»

13 февраля в 17.00 во Врубелевском корпусе Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля (ул. Ленина, 3) состоится открытие выставки «Ковчег Антона Сорокина», приуроченной к 100-летию белой столицы России (1918–1919) и 135-летию со дня рождения А.С. Сорокина.

Выставка знакомит с искусством Омска периода Гражданской войны в Сибири из коллекции писателя и художника-любителя А.С. Сорокина, чей интерес к собирательству во многом был вызван Третьей Весенней выставкой Общества художников и любителей изящных искусств Степного края, прошедшей в Омске в апреле 1919 года в зале Политехнического института.

Именно тогда Сорокиным были приобретены (или получены в дар) графические листы московского журналиста А.М. Громова, акварели латыша Карла Балтгайлиса, выполненные на тему его фронтовой жизни, работы учеников студии А.Н. Клементьева Н.А. Мамонтова, В.И. Уфимцева и В.А. Тронова.

Впервые (спустя 100 лет!) зрители увидят живописные и графические композиции В.А. Тронова на библейские, мифологические сюжеты, сцены из жизни боярской Руси XVII века, картины на тему современности. 20 произведений – участников выставки 1919 года составляют один из разделов выставки «Ковчег Антона Сорокина».

С темой повседневной жизни белой столицы России связаны произведения Н.А. Мамонтова: пейзажи Омска, портреты, зарисовки музыкантов военного оркестра Сибирского казачьего войска, актеров летнего театра, остро подмеченные типы горожан на аллеях летнего сада «Аквариум», эффектные жанровые сцены.

Еще один раздел экспозиции связан с личностью самого Сорокина. Это автопортреты, его портреты, выполненные Бурлюком и Мамонтовым, а также произведения близких ему художников Тронова, Громова, Эттеля. К 1919 году А.С. Сорокин уже был известен как автор монодрамы «Золото» (1912), повести «Хохот желтого дьявола» (1914), рассказов на тему из жизни «киргизов». Присущая писателю склонность к эпатажу и саморекламе шокировала многих современников, считавших его либо паяцем, либо безумцем. Сам писатель называл себя «Национальной гордостью и гением Сибири», иногда – маньяком и «шутом Бенеццо».

Судьба коллекции А.С. Сорокина драматична. В 1935 году она поступила в Западно-Сибирский Краевой музей, но через несколько лет, как не отвечавшая духу нового времени, подлежала уничтожению. Тайно помещенная сотрудниками под половицами одной из пристроек в музейном дворе, она была обнаружена спустя почти полвека. Внешний вид работ говорил об их непростой судьбе: многие листы отсырели, были разорваны и покрыты плесенью. В 1980-е годы коллекция была поделена между двумя омскими музеями – художественным и историко-краеведческим. Началась кропотливая работа музейных специалистов – Н.П. Мороченко, Т.В. Еременко, И.Г. Девятьяровой, Л.К. Богомоловой – по ее изучению. Усилиями реставраторов Т.В. Масюк, В.П. Ефименко, О.П. Новиковой были восстановлены многие графические и живописные произведения.

Спустя столетие мы с глубоким почтением вспоминаем Антона Семеновича Сорокина, посвятившего часть жизни собиранию произведений современников. Его коллекция, подобно ковчегу, сохранила для потомков незабываемые образы той далекой и трагической эпохи.


0
Поделись этой новостью с друзьями

Отзывы


Отзывы отсутствуют


Добавить отзыв



Выберите дату
Что будем искать?
Отправка СМС
Подписка на новости