Геометрическая прогрессия

Геометрическая прогрессия

Премьера спектакля "Дон Жуан, или Любовь к геометрии" прошла в Омске в апрельские дни, наполненные солнечной энергией пробуждения. Пряный аромат весны сопутствовал тетральным геометрическим изысканиям.

Поставил пьесу швейцарского драматурга Макса Фриша на сцене Омской драмы петербургский режиссер Александр Баргман. Это не первый опыт творческого сотрудничества. В омском театре до сих пор  идут две поставленных им комедии - «Лжец» (Карло Гольдони, 2012) и «На чемоданах» (Ханох Левина, 2015).

С главным героем пьесы Макса Фриша мы знакомимся в момент, когда его по чьей-то прихоти намереваются женить. Отец сетует, что двадцатилетний молодой человек, поглощенный геометрией, совсем не интересуется женщинами. А ведь он - единственный продолжатель рода. Как нельзя кстати оказался брак с Анной, дочерью командора, который решил отдать ее замуж за героя Кордовы.

И все было бы прекрасно, если бы жених и невеста, испугавшись своего будущего, не попытались его избежать. Во время карнавала накануне свадьбы Дон Жуан скрылся в парке, туда же отправилась и его будущая жена. Случайно встретившись и не узнав друг друга, они воспылали взаимной страстью и договорились следующей же ночью бежать. Во время брачной церемонии, когда Анна открыла свое лицо, Дон Жуан осознал, какую роковую ошибку они вдвоем совершили.

И вот парадокс - с житейской точки зрения, и с точки зрения классической комедии положений после такого пассажа героям следует, как ни в чем не бывало, бракосочетаться и жить счастливой жизнью, уверив себя, что это судьба.

Но не в пьесе Макса Фриша и не в спектакле Александра Баргмана. Ведь геометрия - воплощение совершенства, а Дон Жуан - его апологет. Он потрясен и шокирован тем, что накануне свадьбы изменил своей невесте, а она изменила ему.

А впрочем, никому кроме него, эта ситуация не кажется ужасной и непоправимой. Напротив - все поголовно стараются его убедить, что именно так и устроена жизнь. Ему следует подчиниться сложившимся обстоятельствам. Но не тут-то было...

Возникшая в жизни Дон Жуана точка бифуркации выводит из равновесия всю его систему жизненных ценностей, вследствие чего он становится заложником игр собственного разума. Ведь измена произошла не на самом деле, а только в его голове. Следуя логической цепочке, возникшей в его воображении, Дон Жуан делает абсурдные выводы, которые выносят его на просторы нигилизма. Окружающие становятся жертвами лавы, извергнутой не в том направлении.



Спектакль, начавшийся как искромётная комедия с многочисленными юморесками, после сцены свадьбы начинает "тучнеть", словно каждое новое обольщение добавляет повествованию тяжести и мрачности. Да и сам главный герой меняется на глазах - из неистового и сияющего юнца он превращается в тусклого, согбенного старика с ломаной пластикой Джека Воробья и Голлума вместе взятых.

Другое дело - Анна, порхающая на крыльях юности. В начале спектакля она делится своими страхами, боясь выйти замуж и соединить свою жизнь (навсегда!) с нелюбимым человеком. Какую же радость она испытала, когда увидела, что ее жених - это и есть ее любимый, с которым она сговорилась бежать. Анна проявила цельность - полюбила и приняла свою судьбу до конца. Отвергнутая, не смогла оставаться в живых. Предпочла быть верной себе и своей любви.

Возникает вопрос - кто кому изменил и когда?

Пронзительна сцена смертей, когда один за другим уходят из жизни Дон Жуана его отец, несостоявшийся тесть Дон Гонсало, друг Родериго, невеста Анна. Ощущение такое, что каждый уходящий - величайшая ценность, утрачиваемая навеки. Авторы проявляют сострадание к героям, причем не только к тем, кто покидает мир, но и к Жуану, который остается в одиночестве и разделенности с самим собой. Отныне это состояние становится его пыткой, постоянным мучением.

Всех ушедших бесконечно жаль, но такое впечатление, что каждый из них - заложник собственной иллюзии, а не объективных обстоятельств. А может быть, они поплатились за то, что отняли веру у Дон Жуана? Он единственный, кто был по-настоящему свободен. Но все усиленно стремились его закабалить, чтобы он стал таким же, как они - обычным, лишенным любви к Абсолюту. Что в итоге и свершилось: когда правила Дон Жуана не смогли совместиться с реальностью, он сломался, в итоге стал блуждать и блудить. С этого момента приоритеты в его жизни поменялись местами - геометрия ушла на периферию, а женщины переместились в центр.



Не о том ли спектакль, что мы все - пленники своих догм и внешних воздействий? Миф о Дон Жуане не является ли мифом любого человека о самом себе? Познай самого себя, кто ты есть на самом деле... Дон Жуан изменил не своей невесте с незнакомкой, он изменил самому себе, когда вопреки своему разнодушию к женщинам, решил познать эту сферу жизни. Ведь его женитьба, по сути была сделкой - наградой за "подвиг". Отвернувшись от своей любимой геометрии, он утратил незыблемую опору и ввергся в хаос.

Макс Фриш написал пьесу-загадку о недостижимости Абсолюта и очарованности им. Спектакль превращает загадку в лабиринт смыслов и пространств. Анна и Миранда - словно две грани одного женского образа-контрапункта постановки. Именно Миранда в финале поможет Дон Жуану вернуться к геометрии, а значит - к самому себе.

Спектакль светел и прозрачен, как источник с родниковой водой. Ключевое слово этой постановки - любовь. Именно ее ищут, обретают и теряют герои, чтобы все-таки обрести вновь.

______________________

Цитата. Режиссер спектакля Александр Баргман: "Пьеса достаточно жесткая, Фриш вообще жесткий автор, агностик, мыслитель второй половины ХХ века, занимающийся природой растерянного человека в шлейфе второй мировой войны, в этом странном буржуазном, не всегда стройном обществе, занимающийся вопросами идентификации человека - как выжить, как сохранить себя, как не навредить другому; что такое природа греха, как с этим жить, как из этого выпутываться, существует ли какое-то искупление или наказание за грех. <...> Человек в реке странного, меняющегося времени. Этот человек - сильный, слабый, чувствующий, сомневающийся, рефлексирующий, теряющий, обретающий, но всегда пытающийся держать свою духовную вертикаль".


В ролях:
Дон Жуан - Егор Уланов
Тенорио, его отец - Николай Михалевский
Миранда - Юлия Пошелюжная
Дон Гонсало - Руслан Шапорин
Донна Эльвира - Анна Ходюн
Донна Анна - Кристина Лапшина
Отец Диего - Сергей Оленберг
Дон Родериго - Иван Курамов
Донна Инес - Лариса Свиркова
Селестина - Екатерина Потапова
Дон Бальтазар Лопес - Владислав Пузырников
Лепорелло - Игорь Костин


Валентина Борохова
1.05.2019, biletomsk.ru
Фото: пресс-служба Омского государственного академического театра драмы.


Поделись этой новостью с друзьями

Отзывы



Марина 13-05-2019 18:23:17
Очень интересно и необычно написана рецензия на спектакль.Я просто заинтригована. Обязательно сходим посмотреть этот спектакль.


Добавить отзыв

Выберите дату
Что будем искать?
Отправка СМС
Подписка на новости