Параллельные миры несовпадений

Параллельные миры несовпадений

Спектакль театра имени Вахтангова "Евгений Онегин", представленный омской публике в рамках VI международного театрального фестиваля "Академия", явил собой тонкую вязь предпосылок, последствий, значений и смыслов.

Режиссер Римас Туминас непостижимым образом добивается явного ощущения присутствия Пушкина на сцене, в зрительном зале, причем поэт не "наблюдает", безмолвствуя, за происходящем, а беседует с нами, игнорируя временные границы пролетевших столетий. Живой язык его стихотворных строчек обращен к нам из уст героев спектакля, причем зачастую от имени персонажа звучит авторский текст, придавая столь необходимую объемность и ситуации, и персоне.

Огромный мерцающий зеркальный задник, подчеркивающий зыбкость и иллюзорность происходящего - словно граница реального и нереального, или кривое зеркало, искажающее привычную картину мира. Всё, что в нем отражается, приобретает значение потустороннего, мистического, не подвластного рациональному осмыслению. Усиливает эффект зыбкости постоянный легкий туман, застилающий сценическое пространство.

Многоголосье персонажей, некоторые из которых странным образом раздваиваются, рождает ощущение непрерывного полифонического потока, где каждое действующее лицо в свое время становится главным героем, выполняющим свою уникальную миссию.

На сцене действуют два Евгения Онегина - в исполнении Сергея Маковецкого и Виктора Добронравова, а также два Владимира Ленских, которых играют Олег Макаров и Василий Симонов. Эти неожиданные дуэты, словно сиамские близнецы, немыслимы и неосуществимы друг без друга - как ретроспектива молодости во взоре опытной зрелости.

Спектакль начинается с убийства Онегиным Ленского. Пролог задает некий трагический тон всему сценическому действию и запускает серию флешбэков, из которых зритель узнает, как все произошло.

Изрядное место в прологе занимает танц-класс под управлением Дамы-танцмейстера в исполнении Людмилы Максаковой. Барышни, танцующие под ее строгим руководством, впоследствии исполнят роли потенциальных невест, а в итоге из ранга потенциальных перейдут в ранг реальных - когда отправятся на московскую брачную ярмарку. А Дама-танцмейстер по ходу сюжета обратится в Даму-смерть, забирающую тех, кому пора... Вначале - старшего Ларина, затем - убитого на дуэли Ленского.

Нежные, трепетные, а подчас комично простодушные отношения Ленского и Ольги, переросшие из детской дружбы во влюбленность - как светлый, чистый лейтмотив всего сюжета, в противовес роковой страсти, поразившей сначала Татьяну, а впоследствии - Онегина.

Приехавший в деревню из Германии Ленский воспринимался всеми соседскими барышнями как потенциальный жених, но весь свой поэтический пыл молодой герой посвятил Ольге Лариной, вручив ей аккордеон, который она с восторгом надела на плечи и не расставалась с ним до той злосчастной поры, когда, потеряв любимого, пошла под венец с другим.

Аккордеон этот - не только знак обручения, как помолвочное кольцо, гротесково увеличенное, чтобы даже зритель галерки мог его увидеть. Из него льется нежно-счастливая мелодия, которой Ольга подпевает, а Ленский подхватывает: "В лунном сиянье снег серебрится, вдоль по дороге троечка мчится. Динь-динь-динь, динь-динь-динь, колокольчик звенит... Этот звон, этот звон о любви говорит".

Музыка постоянно присутствует в спектакле. Рефреном звучит мелодия "Старинной французской песенки" Чайковского в интепретации Фаустаса Латенаса, временами приобретая томительно-щемящий оттенок, иногда преобразуясь в комический проигрыш, а порой накрывая зрителя пронзительной лавиной, вонзаясь в сознание и бередя душу.

Неискушенность Ольги и Ленского очень трогательна. Ленский - восторженный и простодушный, порывистый и честный, горяч, слегка напыщен. Словом, очарованный странник... А финал их с Ольгой песни пророчески безрадостен: "С молодою женой мой соперник стоит".

Именно неискушенность Ленского стала причиной трагического казуса. Передав Онегину приглашение от Лариных на именины Татьяны, он неточно указал количество гостей, будучи уверенным, что придет лишь ближний круг. Онегин, ненавидя большие собрания, именно его и обнаружил, приехав на праздник.

Отомстил он Ленскому за это грубо и жестоко. Пластическое решение очень точно - Онегин прикасается даже не к Ольге, а к ее аккордеону, а затем что-то между ними происходит и вот она, помимо своей воли, зубами снимает с его руки перчатку... Всё это происходит на виду у всех, на виду у Ленского.

Горячность неопытности и равнодушие пресыщенности сошлись у барьера. Онегин хладнокровно убивает своего недавнего друга. Но ощущение такое, что убивает как будто бы исподтишка. Сцена дуэли рваная, нервная, суетливая. Секунданты раздевают Ленского, словно перед расстрелом. Онегин стреляет в него в упор. Горе Ольги, в противовес литературному источнику, в спектакле показано во всей глубине и неизбывности, хоть сцена эта и коротка.



А задолго до трагической развязки нелепого недоразумения вершились главные события пушкинского романа - возникла странная мистическая связь Татьяны (Ольга Лерман) и Онегина. Начитанная провинциальная барышня придумала себе некую идею суженого, которая удивительным образом наложилась на реального человека. Это любовное чувство оказалась столь сильным, что не отпустило ее и спустя годы.

Нужно отдать должное благородству Онегина, который легко мог воспользоваться неопытностью девушки, готовой пойти на самые необдуманные действия (письмо - явное тому доказательство). Тем не менее, дав ей строгую отповедь, он сберег ее честь, предостерег от неминуемой гибели. Но разбил ее сердце.

Татьяна же своим чутким любящим сердцем разглядела в Онегине потенциал, который для него самого остался неведомым. Потенциал этот был его бесценной душой...

Спустя годы он встретил ее в качестве светской красавицы - жены своего приятеля. И что же случилось с Онегиным? Влюбился в нее без памяти. История повторилась с точностью до наоборот.

Вся затейливая вязь сценического повествования - об упущенных шансах, неиспользованных возможностях, несовпадении представлений, избыточном внимании к собственной персоне и игнорировании окружающих.

А счастье было так возможно...



_____________

Реплика после спектакля (фрагмент пресс-конференции)

Сергей Маковецкий: "Там замечательная женская судьба: "Я вас люблю, но я другому отдана, я буду век ему верна". И она, действительно, будет век верна этому человеку, которого, может быть, она не любит. Это - и жертвенность, и чистота. Поэтому Татьяна - уникальная женщина. Таких в природе больше нет. Если бы это было сплошь и рядом, то не было бы этого гениального произведения. Сложно сказать - что было бы, если бы... Вот мы прошли мимо человека и больше никогда с ним не встретимся".


Валентина Борохова
2.07.2018
Фото: пресс-служба фестиваля "Академия"; vakhtangov.ru.
www.biletomsk.ru


Поделись этой новостью с друзьями

Отзывы


Отзывы отсутствуют


Добавить отзыв

Выберите дату
Что будем искать?
Отправка СМС
Подписка на новости