Разговор по душам...

Разговор по душам...

"Душа - далекая страна". Эта фраза одного из героев нового спектакля Омской драмы, премьера которого состоялась на днях, словно ключ не только к самой театральной постановке, но и ко всей окружающей нас жизни. Причем, страна эта порой настолько далека, что нет никакой возможности докричаться друг до друга.

Пьеса австрийского драматурга Артура Шницлера датирована 1911 годом. Сто с лишним лет прошло, а ощущение такое, что ничего не изменилось - ни вокруг, ни внутри человека. Те же проблемы, в основе которых непонимание, недоверие, равнодушие. "Скорбное бесчувствие" - был такой фильм много лет назад. Похоже, это скорбное бесчувствие преследует людей испокон веков.

Новая постановка Георгия Цхвиравы актуализирует вопрос "Куда исчезает любовь?", ведь что-то объединило когда-то славного парня Фридриха, который впоследствии превратился в фабриканта Гофрайтера, со славной девушкой Генией, ставшей его женой. Или это был брак по расчету? Вряд ли... Слишком много боли в голосе главного героя в одной из сцен, где он пытается искренне поговорить с Генией. Значит, любовь когда-то была? Что же с ней случилось?

Накануне премьеры удалось побеседовать с Мариной Бабошиной, исполняющей в спектакле главную женскую роль. Актриса считает, что тема пьесы - отношения мужчины и женщины, актуальна во все времена: "Пьеса написана о трещине в отношениях, в спектакле эта линия обострена, он - об обесценивании человеческих чувств, о бережности и терпеливости друг к другу".

Калейдоскоп взаимоотношений и событий, сменяющих друг друга на сцене - словно карусель, где кружатся не только персонажи, но и зритель вместе с ними...

Кто с кем в каких отношениях? Этот ребус приходится разгадывать постоянно. Чьи слова искренни, а чьи - фальшивы, какой подтекст кроется в речах героев, каковы истинные мотивы их поступков? Много вопросов, ответы на которые появляются по мере приближения к финалу спектакля.

Психологически образы персонажей напоминают качели, настолько они изменчивы от сцене к сцене. В первом действии Гения - обманутая жена в лапах деспота-мужа, но постепенно, шаг за шагом, открываются такие стороны героини, которые меняют зрительское восприятие на прямо противоположное. Персонажи объемны, они всякий раз поворачиваются новой гранью, и уже нет уверенности в том, что кто-то однозначно плох, а кто-то однозначно хорош.

"Хорошо, когда спектакль не дает никаких ответов, а ставит вопросы, - говорит Марина Бабошина. - Наш спектакль - это вопрос для размышления, в нем показана история разрушения взаимоотношений между любящими друг друга людьми. Они все время находятся в поиске счастья, при этом не замечают ничего вокруг, не замечают счастья, которое непосредственно находится рядом, не замечают людей. Они постоянно нуждаются в сильных эмоциях, в новых чувствах, проявляя потребительское отношение к жизни. Показан путь этого потребительского отношения и то, чем он заканчивается - смертью, убийством, полным распадом личности. Мне кажется, ответ на этот вопрос один - нужно просто ценить то, что есть рядом и искать в этом смысл своей жизни".

На пьесу, созданную столетие назад, можно взглянуть ретроспективно, попробовав представить то время - 1911-й... Через три года грянет война и весь мир расколется на кусочки. Но это уже совсем другая история.

Марина Бабошина продолжает: "Я очень много размышляю о театре... Я думаю, что современный зритель истосковался по человеческой составляющей. Театр - это же встреча людей, в первую очередь, когда один человек приходит посмотреть на другого человека. И совершенно неважно, какая форма, а очень важна именно человеческая составляющая. Она зачастую утрачивается, потому что мы сейчас живем в такое время - хаоса, и в поиске форм, в новых технологиях мы немножко теряемся. Но есть спектакли - экспериментальные, странные, которые все равно сохраняют человеческую составляющую. И это еще раз доказывает, что при любой форме главное в театре - человек".

Человек в спектакле "Далекая страна" дробится на множество персонажей, которые не в состоянии найти взаимопонимание, и каждый из них - как одинокий остров в необъятном океане.

Не об этом ли финал спектакля? Мальчик зовет маму и папу, не замечая, что отец - рядом...


Валентина Борохова
www.biletomsk.ru
Фото предоставлены пресс-службой Омского театра драмы.
Фотограф Андрей Кудрявцев.
20.02.2018


Поделись этой новостью с друзьями

Отзывы


Отзывы отсутствуют


Добавить отзыв

Выберите дату
Что будем искать?
Отправка СМС
Подписка на новости