Омский драмтеатр на фестивале "Реальный театр" в Екатеринбурге

Омский драмтеатр на фестивале "Реальный театр" в Екатеринбурге

"Реальный театр" – старейшая фестивальная традиция в России. Фестиваль ведет свою историю с 1990 года, когда он был впервые проведен в честь 60-летия Екатеринбургского театра юного зрителя. По предложению Министерства культуры РФ в 1994 году фестивалю был присвоен статус Всероссийского.

За свою историю "Реальный театр" заслужил репутацию одного из самых серьезных и интересных российских театральных фестивалей. "Реальный театр" ставит своей сверхзадачей представить наиболее полную и реальную картину современного театра, обнаружить новые тенденции, как эстетические, так и тематические, и помочь художникам, режиссерам, артистам эти тенденции осознать для дальнейшего развития театрального искусства. В фестивальной программе каждый театр представляет свой лучший спектакль, выпущенный в течение последнего сезона.

В фестивальной программе XIV "РЕАЛЬНОГО ТЕАТРА" за 8 дней с 8 по 15 сентября 2017 года было представлено 22 спектакля 18-ти театров и творческих объединений из Екатеринбурга, Омска, Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Казани, Минусинска, Серова, Кирова, Таллинна (Эстония). Спектакли разных жанров - от сайт специфик в Харитоновском парке и эскизов спектаклей, которые впервые были представлены на "Реальном театре" (один из них – копродукция Екатеринбургского ТЮЗа и Театральной платформы "В Центре"), до большой сценической формы.

Рядом с маститыми режиссерами и известными актерами в фестивальной афише представлены молодые режиссеры и новое поколение актеров. Фестивальные спектакли прошли на шести театральных площадках Екатеринбурга, главной из которых и наиболее насыщенной фестивальными событиями станет Екатеринбургский театр юного зрителя, в стенах которого "Реальный театр" возник и успешно развивается более четверти века. Гостями и участниками фестиваля стали свыше 300 человек. Среди гостей фестиваля - театральные деятели из России, Эстонии, а также студенты театроведческого факультета Российского государственного института сценических искусств.

Омский академический театр драмы представил в рамках XIV Всероссийского  фестиваля "Реальный театр" 14 сентября 2017 года на сцене Свердловского театра драмы спектакль "Искупление", поставленный по роману Фридриха Горенштейна  режиссёром Алексеем Крикливым. Этот спектакль сразу же завоевал любовь омских зрителей и признание театральной критики. По итогам фестиваля-конкурса "Лучшая театральная работа Омской области в 2016 году" спектакль "Искупление" признан лучшим спектаклем года.

Театральная критика - важная и неотъемлемая часть фестиваля "РЕАЛЬНЫЙ ТЕАТР". Открытые дискуссии с участием ведущих театральных деятелей и критиков по накалу страстей, непростой драматургии взаимоотношений и серьёзному профессиональному разговору не уступают интенсивности фестивальной программы. На нынешнем фестивале в обсуждениях принимали участие: Марина ДМИТРЕВСКАЯ из Санкт-Петербурга, театральный критик, театровед, кандидат искусствоведения, профессор Российского государственного института сценических искусств, главный редактор "Петербургского театрального журнала", арт-директор Всероссийского театрального фестиваля "Пять вечеров" им. А. Володина; Лев ЗАКС из Екатеринбурга, доктор философских наук, профессор, ректор Екатеринбургского гуманитарного университета, заведующий кафедрой эстетики, этики, теории и истории культуры Уральского федерального университета, театральный критик; Екатерина КОСТРИКОВА из Москвы, театровед, театральный критик, главный редактор театрального журнала "Замыслы"; Борис МИЛЬГРАМ из Перми, режиссёр, художественный руководитель Пермского академического Театра-Театра, лауреат Национальной театральной Премии "Золотая Маска".

Спектакль "Искупление" был восторженно принят фестивальной публикой, а на обсуждении театральные критики отметили высокий профессионализм и талант режиссера Алексея Крикливого и артистов Омского академического театра драмы.

Марина Дмитревская:

"Искупление" — испытание для зрителя. Это три часа многотрудной умственной работы. Чем интересен режиссер Алексей Крикливый? Бесстрашием. Он внедряется в почти табуированные зоны человеческой природы. Он берет сложную, нетеатральную литературу и ворочает "тяжелый песок" размышлений о природе человека. Мир и человек интересуют его в порочном единстве: бесчеловечный мир, война, вражда делают из человека иного, другого — а этот "иной" в ответ формирует мир зла. Уже самостоятельно формирует. Беспощадная и бесконечная дорога к концу…
В несколько приподнятой манере, с "чувствами" и утрировкой подавая сложно произносимый, очень литературный, не разговорный, а философский, нутряной, словно выкопанный из толщ земли или громоподобно сошедший с небес эпический текст, играют в этом спектакле и актеры".

Лев Закс:

"Потрясение – важная, но далеко не достаточная характеристика воздействия спектакля Алексея Крикливого "Искупление".  Спектакль-глыба, спектакль эпического масштаба и звучания. Спектакль – ожившая во плоти, во всей своей физической, душевной и духовной тяжести и неподъемности, страшная и трагическая наша История. В нем даже воздух, нет, атмосфера как отсутствие воздуха, рождающая отчаяние удушья, как и сам страшный послевоенный город-руина с обугленными остовами и провалами разбомбленных домов, – свидетельство эры чудовищного тотального насилия, пронизывающего все поры жизни, все чувства, мысли и поступки людей.

Люди в этом пораженном насилием, обесчеловеченном городе-стране, городе-мире разделены на палачей и жертв, охранников и охраняемых, но между ними нет изначальной непроходимой границы: здесь и жертвы в той или иной мере палачи, прошлые или будущие, несущие в душе приятие насилия и готовность к насилию. Здесь все "свои": все связаны между собой прежде всего не "круговой порукой добра", как сказано у Цветаевой, а навязанным "свыше" законом вражды и войны, взаимного недоверия и ожесточения, злодеяния и жажды отмщения за него.

И в то же время спектакль – полигон и урок напряженного, ищущего суть и смысл, мышления, спектакль – философский диспут о мире и человеке и "кубический кусок горячей, дымящейся совести" (Б. Пастернак). Спектакль  пронизан открытыми и скрытыми вопросами и спорами об отношении к человеку, о том, как жить (и вообще можно ли жить) после страшного нравственного, мировоззренческого, духовно-душевного в целом опустошения, принесенного войной, оккупацией, холокостом, ГУЛАГом?

Можно ли после невообразимого, не вмещающегося в наши, обычных людей, представления и нормы трагического опыта верить в ключевые ценности человечества? В христианскую идею любви и спасения, в возможность превозмочь, преодолеть греховность человеческой природы, искупить и избыть ужасные преступления против человека и человечности?

Соединение современного духовного опыта и интеллекта, вечных, имеющих глобальный непреходящий смысл библейских образов и личностной, прошедшей через собственное психосоматическое существо причастности персонажей к кошмару и горю совершенных преступлений дает образно-смысловую ткань почти космического масштаба и невероятной степени идейного накала, умственного и эмоционального напряжения. И хотя вопросов тут больше, чем ответов, это именно то, что более всего сейчас нужно нашему обществу, каждому из нас".

Омские зрители смогут посмотреть спектакль "Искупление" на сцене театра 19 октября и 12 ноября 2017 года.


Пресс-служба Омского академического театра драмы


Поделись этой новостью с друзьями

Отзывы


Отзывы отсутствуют


Добавить отзыв

Выберите дату
Что будем искать?
Отправка СМС
Подписка на новости