Байки из избушки на курьих ножках

Байки из избушки на курьих ножках

В киноцентре «Вавилон» начался прокат российского фильма «Яга. Кошмар тёмного леса» (16+).

Режиссер картины Святослав Подгаевский и его творческая команда широко известны с 2015 года – после весьма кассового фильма «Пиковая дама: чёрный обряд». И здесь они тоже продолжают эксплуатацию русских сказочных и легендарных страшных образов (Пиковая дама из зеркала – это ведь относительно новая городская легенда?), причём именно женских! До того помимо двух картин о Пиковой даме в этом ряду была ещё и «Русалка». А также не слишком удачная «Невеста» – полностью их собственная сюжетная придумка, но неудачность там вряд ли из-за оригинальности.

Понятно, что здесь в центре – мифологическая Баба Яга, зловещая ведьма, чья изба в лесу (кстати, на сваях, а не курьих ногах) – граница между миром живых и мёртвых (присказка «в бане попарь, накорми, напои, спать уложи» – не просто так).

Эта история не только о противостоянии детей (в основном — и тут уже вспоминается почему-то именно «Оно» по Стивену Кингу, кстати, его «Яга» немного перекликается с «Сиянием» и «Доктором Сном») и взрослых с демоном из леса. Но и о нелюбви и любви родителей к детям.

В этом плане особенно символично (так и задумано, похоже)  появление в качестве мачехи главного героя Марьяны Спивак (все знают её по «Нелюбви» Звягинцева, где она исполнила роль матери пропавшего мальчика).

Кстати, в Голливуде за последние годы здешний протагонист появлялся уже в нескольких фильмах — от перезагруженного «Хеллбоя» и «Не стучи дважды» до «Джона Уика». Любопытно. Вряд ли российскую команду вдохновило это, но сам факт…

Кроме того, «Яга» — это фильм, в реальности которого дети узнают о ведьме уже не из сказок в книжках, а у голосового помощника их смартфона. И у кого-то из них весьма и весьма сильна зависимость от соцсетей. Добро пожаловать в цифровую эпоху… весьма жёсткую, хотя местами удобную для жизни и благополучную.

Благополучие так и прёт из картинки комфортного современного микрорайона почти в лесу (когда реклама зазывает купить квартиру в зелёной зоне – только при том, что дома сами были построены благодаря вырубке части этой самой зелени?) – настолько глянцево может быть, наверное, только в пригородах Москвы и Петербурга.

Даже родители детей здесь прилизаны тоже почти до глянца. Поэтому (и не только поэтому) создаётся впечатление – качественно, но немного бездушно. И американизировано. Хотя и с претензией на душевность. С использованием некоторых штампов из предыдущих фильмов команды.

Оттуда же, из предыдущих фильмов – и такой фактурный актёр, как Игорь Хрипунов. Внешность, роль «лесовика» Мрачного, жанр картины – всё вместе это сочетание идеальное. Плюс, конечно, убедительная игра. Одно из несомненных достоинств фильма в целом.

Что ещё касаемо актёров – в небольшой роли дочери Мрачного очень приятно было увидеть маленькую Марту Тимофееву, известную, прежде всего, по трилогии «Гоголь». Пронзительный, мистический образ – сыграно старательно и при этом непосредственно. Ну и Светлана Устинова – героиня, которая, по сути, является человеческим воплощением Яги. И одновременно пропавшей женой Мрачного. Сексуальная хищница, настолько красивой Устинова, честно говоря, в других фильмах не была – и одновременно злодейка со страшными целями.

Вставили в картину и такой атрибут сказок, как клубок шерсти, который ведёт героя по нужному пути. Трогательно — и при этом многозначно.

Итого — фильм всё же больше для молодёжной аудитории, посмотреть его интересно, пощекотать нервы — много можно где. А при этом картина ли это на один раз — ну, возможно, если ценишь именно сюжет. Кому-то детали и имеющиеся «изюминки» могут показаться интересными и не для одноразового просмотра.

Оценка: 7 из 10.


Анфиса Пушкина
Фото из сети интернет.


Поделись этой новостью с друзьями

Отзывы


Отзывы отсутствуют


Добавить отзыв

Выберите дату
Что будем искать?
Отправка СМС
Подписка на новости