Тропой лотоса

Вся афиша
Тропой лотоса

0.0 рейтинг
0 голосов

Жанр: Выставка

Категория: Выставки

 Выставка «Тропой лотоса», приуроченная к 95-летию музея, знакомит зрителей с искусством Востока из собрания Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля и частных коллекций.

В двух залах представлено свыше 250 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства Бурятии, Вьетнама, Индии, Индонезии, Китая, Монголии, Японии – стран, объединенных культурой буддизма.

Такой географический охват обусловлен, прежде всего, исторической традицией изучения и коллекционирования «восточных редкостей», заложенной еще Западно-Сибирским отделом Императорского Русского географического общества (ЗСОИРГО). Он был учрежден в Омске 10 мая 1877 года и занимался изучением Западной Сибири и сопредельных с ней регионов Средней Азии и Западного Китая. Важнейшей частью работы отдела были экспедиции по Алтаю, Казахстану, Средней Азии, Монголии, Китаю, Тибету. Собранные коллекции вошли в состав Западно-Сибирского Краевого музея и впоследствии были разделены между Омским государственным краеведческим музеем и Омским музеем изобразительных искусств. Часть предметов поступила в коллекцию из Государственного музейного фонда (Москва, Ленинград) и расформированного музея Художественно-промышленного техникума имени М. А. Врубеля (Омск). Ряд произведений в разные годы был приобретен или получен в дар из частных собраний Омска, Москвы, Ленинграда, Улан-Удэ.

Удачно дополняют экспозицию предметы, любезно предоставленные коллекционерами Омска. Это уникальная возможность познакомить зрителей с произведениями, никогда ранее не демонстрировавшимися широкой публике.

Название выставки связано с одним из восьми символов Дхармы – цветком лотоса, визуальное воплощение которого присутствует на многих произведениях искусства стран, объединенных учением буддизма. Лотос на Востоке – символ Бодхи, или Просветления – пробуждения от сна неведения и духовного совершенства.  Как цветок прорастает в сумраке из тины и раскрывается во всей красе на водной поверхности, так и существа пробиваются сквозь омрачения сансары, пронося через все перипетии жизни сочувствие и любовь, радость и бесстрашие, мудрость и интуицию. Поскольку семя лотоса зарождается в воде, а не в земле, его считают символом божественного или спонтанного возникновения. Обязательный иконографический признак просветленного существа – лотосовый трон. Он встречается в изображениях будд, бодхисаттв и архатов. Лотос также обозначает седьмой месяц года, лето или раннюю осень и считается благопожелательным символом во всех странах буддийского мира.

Выставка включает два объемных тематических блока: «Храм» и «Дом».

Первый раздел «Храм» посвящен собственно буддийскому искусству во всем его многообразии. На выставке впервые будет показана масштабная вьетнамская храмовая скульптура, рельефы и детали культовых сооружений. Гипсовые слепки с образцов XII века, изображающих мифологических персонажей – львов-стражей ши-ты (ши-тзы) из храма Батам, встречают зрителей при входе в зал. Рельефы со сценами из жизни Будды относятся к уникальной «Башне девяти цветов лотоса» из храмового комплекса Буттхап XIV века. Масштабные, в человеческий рост, скульптуры представляют Будду Шакьямуни в заснеженных горах, архатов Пантхи Младшего и Нагасену из храма Тэйфыонг XVIII века. Зрители также познакомятся с предметами культа: буддийской иконой на ткани (танкой) и ритуальной бронзой XIX – начала XX века с образами Будды Шакъямуни и Будды Амитаюс (Амитабхи), бодхисаттв Ямантаки (убийцы Ямы, гневной формы Маньджушри), Авалокитешвары, Белой и Зеленой Тары. Не обделены вниманием мудрецы и Учителя Востока: тибетский реформатор буддийского учения Цзонкава, китайский основатель даосизма Лао Цзы, родоначальник конфуцианства Конфуций, «восемь бессмертных», святые отшельники (архаты). Здесь же представлены ритуальные колокольчики, курильницы, бронзовые сосуды.

Второй раздел «Дом» ¬связан со светским искусством Японии и Китая и знакомит с наиболее  интересными традициями этих стран. Здесь демонстрируются предметы XVII–XX веков из собрания музея и частных коллекций, раскрывающие два особых мира – мужчины и женщины. В космогоническом плане эти начала составляли даосский символ инь-ян, обозначающий «единство противоположностей» – союз светлого, небесного, мужского и темного, земного, женского. В повседневной жизни с каждым из миров была связана своя сфера деятельности. Зритель узнает о «четырех благородных искусствах» и традиционных жанрах китайской живописи – шань-шуй и хуаняо, «четырех благородных символах» и «ста драгоценностях», свадебной обрядности и чайной церемонии, медитации и курении, одежде, аксессуарах и предметах быта, нэцкэ и окимоно.

В экспозиции предусмотрены интерактивные зоны для детей и взрослых.
К выставке подготовлена обширная образовательная программа.

Выставка работает с 14 марта по 19 мая.
Врубелевский корпус, ул. Ленина, 3.


Отзывы отсутствуют


Добавить отзыв

Выберите дату
Что будем искать?
Отправка СМС
Подписка на новости